Япония — такая загадочная и необыкновенная
Многие говорят, что Япония не может оставить путешественника равнодушным, либо любовь с первого взгляда, либо полное отторжение и неприятие. Мое знакомство с этой удивительной страной в живую началось весной 2008 года. Самоуверенный студент, считающий, что нескольких курсов университета, среднего уровня японского языка и свободного английского достаточно «за глаза» для жизни и учебы в Японии. Были конечно некие сомнения в том, смогу ли я питаться суши постоянно, но желание приобщиться к культуре страны и заодно мысли о диете (конечно на фоне отсутствия съедобной для русского человека еды), грели душу, поэтому упаковав с собой побольше привычных продуктов, от сала до меда и всяких круп — отправилась покорять новую страну.
Аэропорт Нарита, г. Токио.
Шок нарастал по мере вникания в ситуацию. В Японии все грамотно продумано и выходы к экспресс и другим поездам находятся в самом аэропорту, только вот разобраться с непривычки — где и что — достаточно сложная задача. Это сейчас смартфон в руки, поиск wi-fi и гугли себе все необходимое, а тогда в ходу даже сенсорных экранов то не было на телефонах, что уж говорить о чем-то более продвинутом.
По прилету оказалось, что весь словарный запас куда-то испарился (даже английский), кругом исключительно японцы (иностранцы как-то терялись на их фоне), моя блондинистая на тот момент голова — как белый флаг и ориентир «гайдзин — иностранец» для местных. Шутки, комментарии, показывание пальцем … угораздило по прилету еще добираться до города (посоветовали обыватели) на обычной электричке да еще и с пересадкой. До сих пор не могу понять, где были в тот момент мои мозги. Многие знают как «внятно» объявляют остановки, а если на японском да и незнакомые названия станций? Пришлось приставать к местным и считать очень внимательно остановки по пальцам.
Токио — огромный мегаполис, но целью был г. Киото — культурная столица Японии. Поэтому билет на синкансен (скоростной поезд) и 2,5 часа по мостам и тоннелям, с пролетающими за окном с умопомрачительной скоростью видами. Да и до сих пор синсансен — почище любого развлечения для иностранцев, почти парит над путями с нереальной скоростью. Вежливые «проводники», круглые иллюминаторы, космические формы самого поезда.
Киото встретил сгущающимся вечером и непониманием, как найти выход в хитросплетении переходов и лестниц ж/д вокзала Киото. Я вообще заметила, что это традиция похоже, делать из крупных ж/д станций — целый лабиринт, где сотни указателей, которые больше путают, чем помогают.
Методом научного тыка было за все проведенной с приземления самолета время обнаружено, что наиболее лояльны к иностранцам и готовы помочь — пожилые женщины. Одна не только вывела меня к остановке автобуса из закоулков вокзала, рассказала кучу полезного по дороге, так и пыталась постоянно схватить что-то (причем наиболее объемное и тяжелое) из моего багажа и самой тащить. Приходилось отбиваться.
На заметку приезжающим, в Японии билетик (от метро до синкансена) — после турникета необходимо не только забрать, но и сохранить до конца поездки, т.к. на обратной дороге придется еще раз его пропустить через турникет. В Японии линии метро, электричек, поездов, причем даже разных компаний — соединяются, поэтому на билете отмечается станция начала поездки и потом ее окончания. Если сумма итоговая проезда превысит оплату, необходимо через автоматы (вообще отдельная песня — до сих пор порой путаюсь в их разнообразии и заковыристости) или кассы доплатить недостающее, либо выйти со станции — просто не получится.
С автобусами — совсем по другому. В Киото — есть разные линии со своими правилами, но общее то, что оплата — по зонам. При входе (если не рассчитывать на свою память) надо вытянуть билетик с цифрой — номером зоны из автомата, и отслеживать на мониторе изменение зон и соответственно стоимости. Средняя стоимость проезда 230-280 йен за 1 поездку.
Вообще про автобусы стоит пару слов отдельно сказать. Остановки — иероглифами на японском (на мониторе) с переводом на английский (но не всегда), в глубинке до сих пор только бегущая строка из иероглифов. Объявляют их конечно, но слышно далеко не всегда. Автобусы — на какой-то мудренной пневмо-подвеске: когда подъезжают к остановке — «приседают» на один бок, чтобы на и без того низкую ступеньку можно было без проблем забраться, что вообще очень удобно. Неизменные (в большинстве) синие-зеленые с рисунком тканевые кресла, специальные кресла для особых категорий, много-много ручек свисающих с поручней, чтобы держаться, красные кнопки, с помощью которых необходимо заранее сообщить водителю о желании выйти на следующей остановке, а также негласное, но до сих пор выполняемое правило — не разговаривать по телефону (ну или совсем тихо), чтобы не мешать окружающим. Правда вот на болтовню — это как-то не распространяется.
Водители — все в форме и обязательных белых!!! перчатках, благодарят каждого на выходе скороговоркой «большое спасибо». Оплата производится через автомат на выходе, которые принимает монетки или заранее купленные билетики. Если вдруг не оказалось сдачи — можно тут же в автомате разменять купюру в 1000 йен, причем размен будет специальный — монетками разного номинала, чтобы сразу можно было заплатить. Что поразило — никто не дергается, не пытается поторопить разменивающих, все спокойно выходят (и как ни странно, очередь двигается намного быстрее, чем в давке и спешке). У водителя просить размена крупных купюр не принято, хотя мне таки пришлось. Банкоматы в аэропорту (да и другие, принимающие карты иностранных банков), выдавали только крупные купюры, а разменять их особой возможности не было.
Заселение в гостиницу прошло на удивление легко. Маленький совсем номер, мне такие встречались только в Париже, в котором умещается кровать с кучей каких то дополнительных кнопок (не опознанных), стол с креслом и собственно все. Такая же миниатюрная ванная комната, хотя технологии и аккуратность поражали.
К вечеру шоковое стало настолько привычным, что форма глаз просто перманентно оставалась круглой, а мозги отказывались воспринимать окружающую реальность.
Вооружившись выданным на ресепшене зонтиком от накрапывающего дождика отправилась прогуляться по центральным улицам. Вечер, не знакомая страна, кругом японцы. Первой находкой стал «комбини» — круглосуточный минимаркет, сети которых так популярны в Азии. Продается все и на все случаи жизни наверное. Сразу появилось огромное желание перепробовать все напитки и вкусности. Интересно, что в комбини можно купить готовую еду (в контейнере) и тут же ее подогреть. Либо купить растворимую, например, лапшу в стаканчике или коробке, на месте залить водой и в здесь же у стойки (или за столиком на улице) перекусить. Чем-то странным, или неадекватным — совсем не воспринимается. В студенческое время часто пользовались, хотя предпочитали таскать обеды на территорию университета, размещаясь на всевозможных лавочках или даже ступеньках лестниц.
Кроме еды можно приобрести всякие полезные мелочи, от батареек, проводов, до ниток, платков, носок. удивили рубашки, шляпы и зонты. В общем если вдруг в поездке что-то забыть случилось дома или пятно вдруг на белой рубашке, то комбини может выручить на первое время, хотя цены там обычно выше, чем в обычных супермаркетах. Поразило количество напитков в бутылках и банках. Различные варианты чая и кофе (почти все без сахара), сока, газировки, молочных напитков и питьевых йогуртов — безалкогольных, а также всевозможные разновидности коктейлей (которые действительно не страшно пить с мыслями об отравлении), пива и умесю (сливового вина).
На радостях от покупок в комбини решила податься и поискать таки кафе-ресторан, кто бы сомневался — суши! ведь по моему «тогдашнему» мнению японцы в основном суши и только ими питались. Через пару сотен метров был благополучно найден вход куда-то в заведение с традиционными половинчатыми шторками, на которых красовались иероглифы. С мыслью «о, нашла!» завалилась туда под ошарашенные взгляды посетителей: нескольких мужчин непонятного среднего возраста, которые спокойно (до моего практически триумфального (угораздило еще в шторках на входе запутаться) появления) попивали какие-то сугубо алкогольные напитки за небольшой барной стойкой в миниатюрном (по российским меркам) полутемном барчике. Не отчаявшись, спросила таки у бармена «суши?» мне с видом «откуда ты такая вообще свалилась», крайне вежливо ответили и послали куда подальше от такого заведения с пояснением, что «суши здесь не водятся».
Это была первая ласточка из череды событий, которые таки заставили трезво взглянуть на реальность и начать по-тихоньку избавляться от навязанных стереотипов. О Японии действительно большинство иностранцев почти ничего не знает, кроме «суши, якудза, самурай, аниме, манга, нинзя и харакири». А ведь это такая богатая на культуру и технологии страна. Японская кухня совсем не ограничивается суши и вместо того, чтобы думать, как бы с голоду не помереть, питаясь сырой рыбой, надо наоборот крайне осторожно выбирать рацион, чтобы по возвращению на Родину к прибавившим вес чемоданам с покупками и сувенирами не привезти домой лишние килограмы собственного веса. Ведь все такое разнообразное и вкусное, много «домашней еды» даже в кафе, нереальное количество перекусок. Можно действительно сутками все пробовать, пробовать и пробовать.
п.с. продолжение следует…
Один раз в год сады цветут,
Весну любви один раз ждут,
Всего один лишь только раз
Цветут сады в душе у нас,
Один лишь раз, один лишь раз..
Вдыхая сакур аромат,
Тенистый вспоминаю сад,
И слово нежное «люблю»,
Что вы сказали мне тогда...