С чем у большинства ассоциируется Индонезия? Чаще всего с о. Бали, йогой, серфингом и пляжным отдыхом на райском острове. Но Бали — скорее исключение, «материковая» Индонезия (читай основные острова Ява, Суматра, Сулавеси…) — это совсем другая история. Тяга к приключениям в этот раз забросила именно на Яву. Точнее изначально планировалось охватить больше островов, но как ни странно, они далеко не маленькие, а транспорт общественный развит не так здорово везде, кроме Явы, да и не было в запасе несколько, желательно месяцев, на покорение пеших и водных маршрутов. Поэтому решила начать знакомство с такой экзотической страной именно с Явы.
Прилет в Джакарту — столицу страны и 2ой самый большой по численности (после Токио) город мира (около 30 млн. человек). Город описывать желания особого нет. Все, кто приезжает имеют схожие впечатления. Трущобы (нищета, кучи мусора, грязь жуткая) вперемешку с правительственными зданиями, дорогими магазинами и современными жилыми комплексами. Все это приправлено 10 бальными пробками сутками, состоящими наверное наполовину из различного мото-транспорта, отсутствие пешеходных переходов, как класса — надо перейти 10 полосную магистраль — переходишь, как хочешь (ну или не переходишь вообще). Хотя желающих не так много, пешеходов даже в центре — единицы. Спасибо, порой местные помогают, чуть ли не за ручку переводя, или показывая личный пример, просто врубаясь в поток. Ощущение, что у них у всех, как у кошек, минимум 10 жизней или фукнция «самовосстановления» в наличии. На первом попавшемся перекрестке я прождала при наличии пешеходного перехода и отсутствии светофора минут 15. ждала бы наверное до следующего дня, но повезло, меня перевели через дорогу. Наличие поста полиции на островке ситуации не изменило, зачем они там вообще, осталось загадкой.
Из интересного — огромный парк в самом центре со стелой, центральная огромная мечеть в современном стиле и рядом католический собор. Интересная система современного общественного транспорта (особенно автобусная) и такси в совокупности с таким атавизмом как вело-мото-рикши.
Что удивляет с первых минут по прилету. Отсутствие английского языка. То есть уже многие привыкли, что надписи дублируются латиницей на английском в более менее туристических местах, на магистралях, в аэропортах и прочем… на Яве об этом кажется не в курсе. Центр Джакарты застроен правительственными зданиями. Если не знать бахасы (местного языка), то об этом можно догадаться только интуитивно, ну и по наличию вооруженной охраны на входе. Правда самый ужас, как оказалось, это меню в кафе. После Тая и подобных стран ожидаешь или привычные названия, или хотя бы наличие опознавательных подписей типа «чикен, райс, нудл». Особенно в районе жд, автовокзалов и прочего скопления в том числе и иностранцев, которых правда на первый, да и второй взгляд неприлично мало. Кто есть — туристы одиночки и группки так называемых «бэкпекеров», чаще европейцев-австралийцев, которые обычно забираются в такие труднодотупные уголки планеты, что им и море по колено, не говоря уже об отсутствии английского. В общем вспомнилась провинциальная Япония лет 10 назад))). Тут спасает тяга к авантюрам. После первых попыток что-то узнать у местных (провалившихся с треском), начинаешь просто тыкать пальцем в меню наугад, исходя из картинок, а кафешки выбирать по запаху (для Индонезии с их вкусовыми пристрастиями — самое то). Ну провальный каждый 3тий заказ — чтож. бывает. Зато дух эксперементаторства удовлетворен на год вперед.
Крупные центры связаны нитью жд полотна и автодорог. Поезда по типу электричек, не смотря на немаленькие расстояния. Есть современные (которые пользуются иностранцы, т.к. на них проще купить билеты, даже через иностранные сайты), есть более «локальные» и недорогие — тут как повезет, может попасться нормальный совершенно вагон с кондиционированием, может что-то по типу знаменитых индийских поездов. В любом случае внимание обеспечено — как и писала выше — иностранцев мало. Благодаря информации в интернете выбрать оптимальный вариант и таки выкупить билет, получить посадочный и попасть в нужный поезд — не так и сложно, конечно, если иметь запас времени. Почему поезд? Пейзажи и колорит центральной Явы стоят затраченного времени. Деревни, горы-вулканы, пальмовые рощи, рисовые поля, пробки из мопедов на переездах. Это то, что не увидишь на проторенных туристических маршрутах. Хотя долететь конечно проще и быстрее, если не брать во внимание пробку из центра Джакарты до аэропорта.
Джогьякарта (она же Джогья) — культурная столица Явы, создает совершенно противоположное впечатление. Небольшой город с туристическим центром, невысокие дома, узкие улочки. Все ярко, колоритно, шумно. Почти все основное — в пешей дотупности, правда местные пешком почти не ходят (кроме прогулок по центральному проспекту), поэтом каждый иностранец, читай турист, будет атакован местными рикшами с предложением «такси-такси». Есть: такси обыкновенные — но себе дороже из-за все тех же пробок, да плюсом узких улочек — где многие с односторонними движением. Но самое колоритное: рикши: 1. вело-рикши (правда придется дышать газами машин в тех же пробках), да и вид у самих рикш и их вело-тележек не внушает доверия. И то и то древнее, как бы по дороге не рассыпалось. Мото-рикши — чуть более современно, но тут на вкус и цвет, я уж лучше пешком. Ну и самое экзотическое — лошадо-рикши, они же повозки. Вообще рикш — в центре и у основных достопримечательностей огромное количество. Только успевай отказываться. Пешком действительно и комфортнее и быстрее.
Джогья — столица Батика. Поэтому микро-мини галереи, куда практически отлавливают и зазывают всех «зазевавшихся» и не успевших среагировать туристов. Меня подловили буквально на выходе с вокзала (на входе на главный проспект). Опыт интересный, правда продать им мне ничего так и не удалось. Если не уехала из Марокко с ковром под мышкой, то и тут смогла устоять перед напором местных торговцев. Хотя да, настоящий батик — красота. Ну и дополнительно все магазины и рынки завалены одеждой из «батика». Почему в кавычках — потому, что если поспрашивать, продавцы таки ж говорят, что настоящего батика почти нет, есть изделия «под батик». Ручной работы очень мало и цены соответственные. Но сами по себе принты и расцветки интересные и заслуживают пристального внимания. Такой сувенир точно не оставит равнодушным.
В самой Джогье достопримечательностей не так много, есть несколько дворцов. Сходить стоит, но вот лучше заранее почитать где-то, чтобы разочарования не случилось. Готовьтесь — в Индонезии везде двойные стандартны. Цены для местных одни, цены для иностранцев — другие. Чаще всего в 10 раз выше. В музеях и достопримечательностях это закреплено официально. В остальных местах, правило негласное, можно попробовать торговаться, иногда работает, иногда нет. К слову о наличии иностранцев на о. Ява. Джакарта — столица, Джогья — самое популярное туристическое место. Иностранцев катастрофически мало. Итог: постоянно пытаются поговорить, что-то спросить, сфотографировать или сфотографироваться на фоне. Полное ощущение себя если не обезьяной в зоопарке, то вымирающим видом какой-то крайне редкой и интересной живности. Вполне нормально, если очень смущаясь вас попросят дать интервью для какого-то местного издания или студенческой масс медиа. Ну или как минимум пройти опрос и сфотографироваться. Меня просили. Опыт забавный (первый, второй, даже 3тий раз…). после начинает вырабатываться рефлекс, когда завидев людей с камерой или студентов в одинаковой форме остается только 1 желание — испариться из их поля зрения, или пожелание им найти другую жертву. Знание английского скорее минус, чем плюс в данном случае. Касательно других языков. Точно не знаю, но кажется английский — это максимум для региона. Ну и да, чем лучше играл в «крокодила» на Родине, тем больше шансов сделать путешествие более комфортным и интересным. Спасибо таким же туристам, в Джогье получила лайфхак: дали списочек слов (продуктов) и пояснили, по какому принципу они могут стоять в меню, заодно подсказав, что из местной еды наиболее съедобное для иностранного организма, даже привыкшего к острому.
Религия Явы — Ислам со всеми вытекающими, правда с поправкой на островную бытность и культуру региона. Колорит местный опять же. В Джогье ощущения более комфортные в плане внешнего вида, общения с местными и одежды. Люди дружелюбны. Это действительно заметно, особенно если есть с чем сравнить в других частях острова. Неожиданно то, что русские появляются, по тому, что местные торговцы Батиком знают некоторые слова. Правда кроме Москвы реально других городов в России как бы и нет, но это уже мелочи жизни. Я говорила всем: «я из Сибири» (что звучало для них кажется как «я с Марса»), хотя некоторые про этот регион слышали, судя по тому как их передергивало от мороза в 30-ти градусную яванскую жару. Колоритные рынки (стоит заглянуть), не менее колоритные храмы. Хотя большинство едет в Джогью за другим — рядом с городом расположены 2 крупных храма, наверное одни из самых знаменитых на Яве, а может и во всей Индонезии. Но это уже следующая история.
а так выглядят автобусные остановки
есть сеть автобусов в крупных городах, с кондиционерами, консъержами-мальчиками, остановками, похожими на микро вокзал, специальными выделенными линиями (причем часто за забором бетонным от основной дороги). Остановки кстати находятся высоко над землей и вход в автобус соответственно тоже высоко. вход только по картам (купить 1 билетик нельзя) (но если сильно захочется. то можно, но не факт)
Собственно сама мечеть, изловчиться и снять целиком так и не получилось, слишком уж огромное здание
Если у кого возник вопрос, почему меня не прельстили рикши))) Я лучше со своим чемоданом прогуляюсь немного
Собственно главный дворец Джогьи. Точнее его открытая к посещению часть. Для галочки сходить можно, заодно на петохов в клетках посмотреть, потртеры правителей, ретро-машины и инсталляцию с примерами одежды правящих семей
Нормальная ситуация… парковки в Индонезии выглядят чаще сего так. Кажется скутеров, мопедов и байков в этой стране больше, чем людей
Спустя какое-то время чувство брезгливости и самосохранения на тему еды в Индонезии пропадает — видимо это релекс, ради выживания. На Яве с едой вообще сложно.
По вечерам центральная улица Джогьи превращается в такой вот стихийный рыной и пешеходный проспект. Что-то типа местного развлечения, почти обязательная прогулка. Удивило то, что торговцы буквально разносят напитки в стаканчиках, лавируя в толпе — в целом по жаре это очень даже удобно. В киосках можно и еды прикупить или сладостей. Если опять же забыть о различных санитарных нормах. Что смешно, через какое-то время на этом острове происходит некий сдвиг в мозгах и становится все равно. Ну да, знала, что в чемодане есть целая аптечка на случай отравления и прочего. Поразительно, что за 2 месяц в Азии — ничего из этого не пригодилось.
Местные сладости. Кстати очень вкусные. Начинка из толченных орехов и чего-то типа печенья с различными вкусами. Все это в тонком суховатом тесте. Можно набирать по штучкам, можно купить упаковку
Тогда я еще не очень разбиралась в местной кухне, а на вид не всегда понятно было. Да и повезло с тем, что нам готовили очень сытные завтраки, было где поесть на экскурсиях, да и супермаркет оказался под боком в добавок к современному торговому центру с фудкортом — а там фрукты, молочка и прочая еда … так что можно было только всякие вкусности пробовать, если уж сильно тянуло на местную экзотику. Вообще в Джогье самая нормальная еда на Яве из того, где была.
Большая часть проспекта уставлена лавочками. Я спрашивала — какой-то может праздник? (тк много народу), оказалось, что просто люди вечером погулять выходят
Единственное неудобство, часть проспекта — на реконструкции — меняют асфальт и делают красивый тротуар. поэтому некий бедлам, зато, где уже сделали — красиво.